Выставка «Природа глазами художников и биологов, открытие которой состоялось 2 апреля в Витебской областной библиотеке, явила собой, по мнению автора, пример организационной банальности и художественной тривиальности.

А ведь, казалось бы, тему можно было развернуть максимально интересно. Однако уже первая ошибка руководителей проекта сразу бросилась в глаза. Всё было сконцентрировано на проблеме «сохранения» природной среды, а такое понимание экологии крайне ущербно. Оно грешит формализмом и консерватизмом мышления, будучи единым с акцентом на «охранительные» тенденции в современном белорусском социуме. В этом «сохранении» прослеживается всё то же потребительское восприятие природы. Творческий подход заключался бы в развитии идей гармоничного сосуществования с естественной средой и содружества с природным миром. Конечно же, гуманитарный уровень для раскрытия подобного рода идей должен быть на высоте, однако заурядность художественной реализации проекта не могла позволить выйти за пределы формального мероприятия.

Ю. Петрашко. Летняя практика

Посетители могли видеть всё тот же избитый реализм, причём это можно было бы назвать не то, чтобы классическим реализмом, но реализмом весьма условным и этюдным. Возможно, он интересен в пределах решения учебных задач, в студенческой аудитории. В лучшем случае – на внутриуниверситетских выставках. Однако ведь идея данной экспозиции казалась куда более многообещающей. Выставка была подготовлена в рамках экологического проекта «Природа – источник эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений». При этом впервые в городе были объединены усилия преподавателей и студентов художественно-графического и биологического факультета Витебского государственного университета. Нужно отметить, что некоторые фотографии представителей биологического факультета являлись действительно оригинальными. Особенно те из них, на которых запечатлены птицы, требовали недюжинного усердия и находчивости.

Змееяд. Красная книга Республики Беларусь (II категория охраны). У змееядов в кладке всегда одно яйцо и один птенец. Фото К. Чепеноса

И вот такой находчивости не было проявлено с художественной стороны. Некоторые посетители говорили об излишнем акценте на «созерцательности» представленных картин, однако дело здесь даже не в ней. Господствовала банальная «описательность», и подобный подход, который упирался на давно познанное, известное и уже прошедшее, вряд ли мог пробудить какие-то живые эмоции относительно природы родного края. Художественная образность, а тем более – символизм, отсутствовали как таковые. А ведь именно через них можно было бы передать ощущение природы как живой и одухотворённой среды. Духовное начало в природном мире, непосредственное ощущение стихий, философская концептуальность – и следа всего этого не было, всё ограничилось лишь описательностью.

М. Кисель. У реки

Под стать ей оказались и выступления организаторов на открытии выставки. Мы уже обращали внимание на постоянные напоминания, употребляемые часто не в строку на ряде художественных мероприятий о том, что мы находимся в преддверии празднования юбилея Великой Победы. Понятное дело, существует такой государственный тренд, но ведь и содержание даты, о которой повторяют по поводу и без повода, не следует замусоливать… Это явный путь к очередной формализации, за которой не останется ничего живого. А в совокупности с созерцанием творений в духе условного описательного реализма тут и до идеи объединения с «большим славянским братом» недалеко…

Ю. Волкова. Дорожка

С упоминаниями о Великой Победе неизменно связано и патриотическое воспитание, и это была вторая тема. О патриотическом воспитании достаточно подробно рассказал один из руководителей выставки, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Григорий Федьков, начав с задач уроков рисования в школе: «Замечательно, когда наши дети будут хорошо рисовать, но это, наверное, не самое главное. Важное, но не самое главное… Главное то, каким человек вырастет, и как он будет использовать те художественные знания, умения и навыки, которые он получил на уроках изобразительного искусства. В этой связи несколько лет назад у нас была разработана программа подготовки студентов художественно-графического факультета к учебно-воспитательной работе в школе. Цель этой программы – приобщение молодых поколений к героическому прошлому, трудовым свершениям народа, культуре, традициям, ценностям этноса, и экологическим проблемам».

Выступает Григорий Федьков. Фото Георгий Корженевский

Третья из не вполне обязательных тем, которые затрагивались со стороны некоторых организаторов, это богатство флоры и фауны Беларуси по сравнению с Западной Европой, в частности, с Германией. Так, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и охраны природы Владимир Ивановский сказал прямо: «Я был в Германии, ужас, не хочу туда больше ездить. Природа у нас уникальная. Поэтому я думаю, что будущее у нас очень оптимистично». А ведь он же и признал следующий факт: «Я был во многих странах на конгрессах, и глаза разбегались… Допустим, определители птиц, для всех есть, и каждый год это издаётся. А у нас в Беларуси за всё время существования орнитологической литературы издан всего лишь один определитель птиц. Издан в Польше на деньги голландцев».

Выступает Владимир Ивановский. Фото Георгий Корженевский

Всю эту картину благостной идиллии и неуёмного просоветского патриотизма очень чётко скорректировал известный художник Владимир Вольнов: «Вот мы всё хвалимся, у нас то, конечно, красивая природа, но мы живём в городе. Поэтому я хотел бы обратиться к состоянию городской природной среды. Прискорбно, журнал «Экология» не выпускается с 2012 года. Год экологии и охраны природы, который был объявлен в Беларуси в 2013 году, прошёл незамеченным, во всяком случае я ничего не почувствовал в городе… Посмотрите, что говорят про Германию, а я там пробыл 10 лет. Я скажу, что в Германии, конечно, 60 процентов лесов искусственных. Но я, когда садился на велосипед, каждый день видел косуль, фазанов. А мы хвалимся, но всего этого не видим. У нас они где-то в чащобе. А там ты можешь даже в черте города встретить ту же косулю. Вот каково отношение к природе.

В отношении того, как там сажают деревья… «Зеленхоз» у нас богатая организация, она может сегодня посадить, а завтра всё засохнет. Вот, у «Хаты лесника», кто бывает в том месте, года четыре назад посадили сто сосёнок, кругом просто натыкали… Это нужно десять лет, чтобы их вырастить. И через год они все засохли. Деньги потрачены, дело сделано… В Германии это недопустимо. Там высаживают уже хорошие деревья, и их красиво обвязывают, защищают. У нас же посадили деревце, две щепки воткнули, ходят, траву косят с этой лентой, и кору сдирают, а потом дерево засыхает. И никому это не интересно!.. Никакого контроля!.. Возьмите вот, двадцать лет назад было принято решение на Югах, в спальном районе, создать парк 1000-летия. На этом месте построили Ледовый дворец, а парка нет. В спальных районах нет парков…

Саженцы в Витебске и в Германии. Фото Владимира Вольнова

Никакого общественного контроля, по сути, в городе нет. Всё отдано на откуп «Зеленхозу». Почти 20 лет, как уже упразднена должность ландшафтного архитектора. То, что сегодня творится в парках: постелили плитку, деньги огромные затрачены… Это как говорили греки: «Кто не умеет делать красиво, тот делает дорого». Но вы нигде в Германии не увидите в парках дорожек, выложенных плиткой. Это не тротуар. Нужно, как можно максимально, чтобы природа входила в структуру города. Очень много у нас возникает вопросов, так как по большому счёту мы сегодня равнодушны. Это огромная социальная проблема: все полагаются на какие-то структуры, а люди стоят в стороне от всего этого… Природа тянется к нам в городе, и мы должны также к ней тянуться».

У ся У ся. Весна

В заключение сделаем ещё одно замечание относительно организации содержания выставки. Кроме белорусских студентов, экспонировались и китайские студенты, обучающиеся на худграфе. Очень разочаровало, что и работы этих студентов оказались выполненными в той же описательной манере, характерной для их учителей. Не было никакого культурного многообразия и диалога в восприятии «природного царства», который можно было бы ожидать, всё расплылось во всеобщей неразличимости.