(1903-1989)
Биолог, этолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1973 год
ИНСТИНКТЫ В ЗЕРКАЛЕ НАУКИ

      Конрад Лоренц, один из корифеев науки XX века, относится к тем не столь многочисленным ученым, чьи труды не только внесли значительный вклад в понимание природы мира, но и двинули человечество вперед по пути самопознания.
      Он родился 7 ноября 1903 года в Альтенберге близ Вены в семье преуспевающего врача, Адольфа Лоренца, добившегося хорошего материального положения своим трудом. Отец будущего ученого построил богатый, но безвкусный особняк, украшенный впечатляющего размера статуями в античном стиле и живописными полотнами от пола до потолка. В таких помпезных интерьерах и проходило детство будущего биолога. Может быть, поэтому, а может, подталкиваемый своими природными наклонностями, мальчик старается большую часть времени проводить вне дома. Бродя по окрестностям Альтенберга, Конрад воспылал, как он сам выражался, «чрезмерной любовью к животным». Он собирает коллекцию птиц и млекопитающих и устраивает настоящий зоопарк. Некоторые зверушки и птицы живут даже в самом доме. Мальчик с интересом наблюдает за ними и отмечает многие особенности их поведения, которые впоследствии сможет разъяснить в своих работах.
      Лоренца воспитывают в лучших традициях европейской культуры. Получив начальное образование в частной школе, он поступает в престижнейшую гимназию «Шоттенгимназиум», в стенах которой зарождается его увлечение теорией Дарвина и принципами эволюции. Юноша хочет посвятить себя биологии и палеонтологии, но по настоянию отца становится студентом медицинского факультета Венского университета. У Конрада нет особого желания становиться врачом, но в университете преподают выдающиеся биологи, лекции которых студент Лоренц с удовольствием посещает.
      Получив диплом врача, Лоренц не занимается медицинской практикой, а посвящает себя этологии — науке о поведении животных и человека как биологического существа. Собственно, именно ему и суждено стать основоположником этой дисциплины. Проводя диссертационные исследования, ученый систематизирует особенности инстинктивного поведения животных. Известно, что Дарвин также задавался вопросом о происхождении закономерностей поведения животных. Исследуя происхождение человека, великий англичанин пытался объяснить его поведение социальным инстинктом, который притягивает друг к другу общественных животных. Однако динамика поведения животных не «выводилась» из одного этого инстинкта. В первой четверти XX века в биологии царили две противоположные, равно принятые наукой, точки зрения на инстинкт: витализм и бихевиоризм. Виталисты объясняли целесообразное поведение животных мудростью природы и считали, что инстинкты животных имеют в основе те же факторы, что и поведение человека. Бихевиористы, напротив, стремились все объяснить рефлексами— условными и безусловными. Нередко их выводы входили в противоречие с самим понятием инстинкта как сложного набора врожденных, но не приобретенных реакций.
      Лоренц вошел в науку весьма подготовленным. В двадцатые годы он прошел в Англии стажировку под руководством известного биолога и мыслителя Джулиана Хаксли. Первым крупным исследованием молодого этолога после возвращения на родину — в Австрию — стала совместная работа со знаменитым орнитологом Оскаром Гейнротом. Еще в ранней юности, наблюдая за поведением обитателей своего домашнего зоопарка — утками — Лоренц обнаружил, что животные способны передавать друг другу знания, приобретенные путем обучения. Это явление, ставшее полной неожиданностью для науки того времени, потом было названо импринтингом (запечатлением).
      В тридцатые годы Лоренц выдвигается в лидеры науки об инстинктах. Вначале, склоняясь к бихевиоризму, он пытается объяснять инстинкт как цепочку рефлексов. Но, собрав доказательства, ученый приходит к выводу, что инстинкты имеют внутреннюю мотивацию. В частности, Лоренц показывает, что у так называемых территориальных животных социальному инстинкту противостоит другой, которому он дает название «инстинкт внутривидовой агрессии». Поведение животных, занимающих определенный охотничий участок, определяется Динамическим равновесием между инстинктом внутривидовой агрессии и каким-либо из притягивающих инстинктов: половым или социальным. Лоренц показывает, что из сочетания и взаимодействия этих инстинктов образовались высшие эмоции животных и человека: узнавание друг друга, ограничение агрессии, дружба и любовь.
      В 1930 году Лоренц встретился со своим будущим учеником и единомышленником, нидерландским биологом Николасом Тинбергеном, и взгляды ученых, как скажет потом Лоренц «совпали до неправдоподобной степени». Перед самым началом Второй мировой войны этологи высказывают революционную гипотезу о том, что инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное находить определенный набор стимулов, обусловленных средой или окружением.
      После поглощения Австрии гитлеровской Германией Лоренц остается без работы. (До этого он читал лекции и занимался экспериментами в качестве почти «вольного художника».) Коллеги устраивают ему приглашение на кафедру психологии Кенигсбергского университета. Однако эта престижная кафедра не дает исследователю возможности работать с животными.
      Через два года Лоренц мобилизован в армию в качестве военного врача, и, хотя он никогда ранее не занимался медицинской практикой, ему приходится даже делать хирургические операции — в полевых условиях и в военном госпитале в Белоруссии.
       В 1944 году при отступлении германской армии Лоренц попадает в плен и оказывается в лагере для военнопленных в Армении. Там с «профессором», как прозвали Лоренца, обращаются терпимо. Кормят сносно, но белковой пищи не хватает, и «профессор», к ужасу охраны, ловит скорпионов и без всякой кулинарной обработки употребляет в пищу их жирненькие брюшки. Кто-кто, а Лоренц знает, что у этих «исчадий ада» ядовит только хвост.
      Дни тянутся долго и беспросветно, однако мозг исследователя продолжает работать. Наблюдая за полудикими козами армянского нагорья, Лоренц замечает, как при первых же отдаленных раскатах грома они отыскивают в скалах подходящие пещеры, готовясь к возможному дождю. То же они делают, когда поблизости ведутся взрывные работы. Ученый приходит к выводу, что «в естественных условиях образование условных реакций лишь тогда способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным». Так теория рефлексов делает значительный шаг вперед.
      В 1948 году Конрада Лоренца в числе австрийцев, насильственно мобилизованных в гитлеровскую армию, освобождают из плена. В лагере он начал писать книгу «Оборотная сторона зеркала» с подзаголовком «Опыт естественной истории человеческого познания». В окончательном варианте эта книга выйдет из печати лишь в 1973 году. Военнопленный Лоренц царапал первые главы этого фундаментальноготруда гвоздем на бумаге от мешков из-под цемента. Чернилами ему служила марганцовка — благо лагерный врач мог достать ее без проблем. Когда пришло время уезжать, «профессор» попросил разрешения взять «рукопись» с собой. Лагерное начальство отнеслось к этой просьбе с пониманием. Офицер госбезопасности даже предложил Лоренцу пишущую машинку с латинским шрифтом и бумагу, а затем, взяв с Лоренца честное слово, что в рукописи нет ничего запрещенного, выдал ему разрешение на хранение драгоценной папки, чтобы ее не отобрали на этапе. Вскоре исхудавший «профессор» возвратился в Альтенберг к родным, которые считали его давно погибшим.
      В 1950 году Лоренц совместно с Эриком фон Холстом создает Институт физиологии в Баварии, где продолжает свои наблюдения, сосредоточившись в основном на изучении поведения водоплавающих птиц. В 1963 году выходит книга «Так называемое зло: о природе агрессии», принесшая Лоренцу мировую известность. В этой книге исследователь рассказывает о внутривидовой агрессии и ее роли в образовании высших форм поведения.
      В конце шестидесятых годов Лоренц возвращается на родину по приглашению Австрийской академии наук, организовавшей для него Институт сравнительного изучения поведения. В эти годы ученый выступает по радио с «проповедями», как он сам из называет, и они позже ложатся в основу его книги «Восемь грехов современного человечества». Таковыми авторитетный мыслитель считает перенаселение, опустошение жизненного пространства, бег наперегонки с самим собой, тепловую смерть чувства, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и ядерное оружие. В этой книге автор также дает развернутое определение этологии: «Этология рассматривает поведение животных и человека как функцию системы, возникшей в истории развития соответствующего вида. На вопрос, почему определенная система обладает именно такими, а не иными свойствами, правомерен лишь один ответ: потому что именно такой ее сформировал процесс эволюции». Эта цитата соотносится с основополагающими выводами Лоренца о том, что поведение строится на такой же генетической основе, как и всякая другая характеристика животных, а значит, оно подвержено действию естественного отбора.
      Венцом творчества Конрада Лоренца явилась уже упомянутая «Оборотная сторона зеркала». В этой работе системный подход приобрел кибернетические черты. Конрад Лоренц представил эволюцию как образование новых регулирующих контуров. Линейная последовательность процессов, действующих друг на друга в определенном порядке, замыкается в контур, и последний процесс начинает действовать на первый — возникает новая обратная связь. Она-то и вызывает скачок в эволюции, создающий качественно новые свойства живой системы. Лоренц назвал этот скачок фульгурацией (от латинского термина, означающего удар молнии). Применение кибернетического подхода привело к образованию новой науки: теоретической биологии. Удивительно, как Лоренц, уже будучи в зрелом возрасте, смог проникнуться идеями Винера, изложенными в книге «Кибернетика», которая вышла в 1948 году. Непрерывная и неиссякаемая способность к обучению — тоже одна из черт гения.
      В 1973 году Конраду Лоренцу совместно с Николасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных».
      Работы Лоренца, несомненно, лягут в основу нового мировоззрения, которое вырабатывает человечество в условиях бурного развития науки. Великий естествоиспытатель оставил нам повод для оптимизма: «Человек как вид находится сейчас у поворота времен… Мышление, доставленное нашей культуре ее естествознанием, дает ей возможность избежать гибели, постигшей все высокие культуры прошлого».